Воскресенье, 19.05.2024, 07:38Главная | Регистрация | Вход

Форма входа

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Материалы к программам

Дисс23
В завершении рассмотрения положительных сторон электронного конспекта лекций отметим, что в сравнении с более «жестким» ЭУП на компакт-диске, ЭКЛ оказывается намного более гибким и адаптируемым к изменениям учебного процесса. Это дидактическая среда, открытая для модификации и совершенствования в процессе активного применения. Применение средств мультимедиа в лекционной работе требует новых подходов к эстетике учебного процесса: необходим учет гуманитарной компоненты современной культуры. Оформление лекции-презентации, с показом видеофрагментов и компьютерной виртуальной реальности, не должно заметно отставать от уровня дизайна Web-страниц Интернета и телепрограмм. Это условие предъявляет высокие профессиональные требования к уровню владения преподавателями физики и математики программными средствами или организации совместной работы над электронным курсом лекций преподавателей-предметников и компьютерных дизайнеров. Очевидно, что себестоимость лекции при этом значительно повышается, особенно при использовании дорогостоящего видеопроектора (и средств его сохранности!). 2.7. Компьютерные корпоративные сети и образовательные порталы Компьютерные сети можно отнести к дидактическим средствам новых информационно-коммуникационных технологий, понимая под ними совокупность компьютеров, соединенных между собой средствами связи (оптоволоконными и обычными кабелями, спутниковыми каналами, радио и телефонными каналами) в корпоративную сеть или в глобальную. Аппаратное и программное обеспечения таких сетей должно обеспечивать использование информационных ресурсов, размещенных на серверах сетей в учебных целях, включая ряд рассмотренных выше электронных учебных материалов. Это позволяет использовать корпоративные сети для оперативной информационной поддержки всех форм учебного процесса, начиная от первой обзорной лекции и до выполнения выпускной квалификационной работы. Дидактические свойства компьютерных сетей позволяют максимально индивидуализировать процесс обучения в рамках идеологии самообразования и открытого дистанционного образования: • свободный или регламентированный доступ к базам учебно-методических материалов различных университетов; • свободное и творческое сочетание информации, находящейся в различной форме, на различных национальных языках, на различных серверах; • вариативная образовательная траектория. С технической стороны, компьютерные сети, предназначенные для образования, включают в себя: 1) серверы, обеспечивающие администрирование всей системы, обеспечивающие поддержку система управления базами данных (СУБД) учебной информации, поддержку системы доступа к ресурсам, обеспечивающие организацию дистанционной формы занятий и тестирования учебных достижений пользователей; 2) учебные аудитории, оснащенные современными рабочими местами с мультимедийными компьютерами и Web-камерами, соединенные с компьютерными сетями (корпоративной и Интернет) каналами с достаточной пропускной способностью. Дистанционное обучение удаленных пользователей может производиться с использованием персональных компьютеров, которые устанавливают связь между собой и с сервером (порталом) образовательного учреждения через Итернет (рис. 7). Большинство имеющихся в настоящее время в сети Интернет образовательных сайтов структурно организованы как наборы огромного количества отдельных Web-страниц. Поэтому они имеют низкую эффективность в плане скорости поиска затребованной информации.


•сервер

База данных

База данных

База данных

Рис. 7. Схема обучения через Интернет В. Л. Усков приводит следующие причины, ограничивающие развитие компьютерных образовательных систем: • принципиально различные группы пользователей (гости, студенты, преподаватели, абитуриенты, администраторы и др.) используют единственный вход на сайт образовательного учреждения и вынуждены проходить достаточно много последовательных «слоев» общей информации, до тех пор пока не достигнут желаемой информации; • сайты не обладают «памятью», которая фиксировала бы наиболее посещаемые конкретным посетителем разделы сайта, для имеющихся сайтов все пользователи равны и обезличены; • сайты не имеют средств адаптации или сужения огромного объема имеющейся информации применительно к запросам индивидуального пользователя; • сайты не обладают процедурами и средствами быстрого и эффективного поиска необходимой информации для характерных групп пользователей и отображения найденной информации в виде, удобном для пользователей; • отсутствует механизм автоматического обновления и регламентного (ежедневного, ежечасного, ежеминутного) отображения на сайте быстро меняющейся информации.
С учетом перечисленных факторов, в настоящее время во многих университетах США и Европы ведутся активные исследования по разработке и внедрению нового поколения сайтов-порталов. Портал отличается от традиционного сайта набором большого количества мультисервисных оболочек и программ. Они призваны: • работать с неструктурированной заранее информацией в Интернет; • доставлять запрошенную пользователем информацию в интерфейс портала; • отображать содержание информации в адекватном виде, отличном от простого указания ссылки (гиперсвязи). Поставлена задача создания системы образовательных порталов и в России [230], разрабатывается технология их построения для технических вузов [70, 118]. В системе Министерства науки и образования Российской Федерации уже созданы и успешно функционируют порталы Государственного НИИ информационных технологий INFORMIKA. RU и Российской системы открытого образования OPENET. RU. Последний из них представляет более 70 виртуальных университетов во всех регионах страны (www. openet ru/University nsf/Index htm! Open&Menu=VUCatalog-Universities). Следует ожидать, что данное направление, очень важное для формирования единой информационной среды России, будет активно развиваться в ближайшие годы. 2.8. Мультимедийный программно-методический комплекс как модель инфраструктуры дисциплинарной образовательной информационной среды Исходя из концепции информационно—образовательного пространства как фрактальной иерархической метасистемы, следует особое внимание уделить тому структурному уровню, с которым в настоящее время взаимодействует основная часть учащихся. Он является ближайшей к ним зоной непосредственной деятельности (зоной непосредственной доставки ресурсов более высоких уровней, зоной «последней мили» информационной сети). Требуется определить задачи его создания, его совокупные свойства, описать его организационную и материально— техническую инфраструктуру. Дисциплинарная ОИС является нижним (макроскопическим) уровнем метасистемы и сама является системой, в которую для осуществления эффективного педагогического взаимодействия (коммуникации) интегрируются электронные дидактические средства, базы данных по соответствующим предметным областям, программно— инструментальные средства и методические материалы, всесторонне поддерживающие учебный процесс. Конкретная инфраструктура (количество и взаимосвязь элементов) ОИС определяется в зависимости от предметной области содержания дисциплины, ее места в учебном плане, связи с другими дисциплинами и возможностями отображения ее в мультимедийном формате. Основная задача дисциплинарной ОИС - обеспечение функциональной полноты всего учебно-воспитательного процесса, его подготовки, проведения, управления, контроля и корректировки. ОИС должна поддерживать все виды учебных занятий - лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебно-исследовательскую работу студентов и курсовое проектирование (если таковое предусмотрено учебным планом дисциплины). Как среда образовательная, дисциплинарная ОИС включает в себя и традиционно используемые средства обучения — наглядные пособия, лекционные демонстрации, печатные издания учебников, пособий, раздаточных материалов. Элементами такой среды, наряду с комплектом электронных дидактических средств и полиграфических изданий являются учебные кинофильмы и видеокурсы лекций [53, 226, 243]. В этой среде используются различные средства коммуникации вербальные (речевые) и невербальные, непосредственные (контактные) и опосредствованные телекоммуникационной средой (удаленного доступа), разные формы предъявления контента и участия преподавателя в актах коммуникации. Разнообразие дидактических и педагогических аспектов образовательного процесса, наряду с требованием функциональной полноты системы, приводят к выводу о необходимости разработки всего спектра новых электронных форм и средств образовательной деятельности в оптимальном сочетании их с традиционными компонентами учебного процесса. Таким образом, естественно возникает идея материальной реализации дисциплинарной ОИС в виде инновационного учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс определяется нами как совокупность традиционных и инновационных средств и способов функционирования, используемых для реализации образовательной деятельности. Термин «инновационный» мы используем с учетом двух аспектов его содержания: как развитие нового, на базе уже имеющегося и функционирующего, и как конечный результат в виде программного и методического мультимедийного обеспечения, внедренного в учебный процесс. Сама идея реализации содержания учебной дисциплины в рамках дидактических (учебно-методических) комплексов разработана в конце 80-х годов ХХ-го столетия в работах В.П. Беспалько, Ю.Г. Татура, В.Л. Шатуновского и ряда других исследователей. Позднее она была развита, с учетом появления новой технической базы, в работах А.А. Андреева, Б.С. Гершунского, Е.А. Машбиц, О.П. Околелова, П.И. Образцова, И.В. Роберт, Э.Г. Скибицкого и других. По установившейся педагогической практике, в состав традиционного УМК дисциплины включают: ■ образовательный стандарт, ■ программу учебного курса, ■ учебник с методическими рекомендациями для преподавателей, ■ учебные пособия для студентов. В нем также отражаются используемые формы и методы организации учебного процесса и средства обучения (А.А. Орлов). Приведенный состав УМК в различных вузах дополняется: технологической картой учебного процесса (календарным планом), глоссарием предметной области, альбомами структурных связей разделов курса, рабочими тетрадями, образцами выполненных учащимися работ и так далее. Единого мнения о структуре и составе электронных учебно-методических комплексов в настоящее время нет и понимается под этим термином весьма различающиеся объединения электронных дидактических средств. В составе комплекса учебных и методических материалов для информационной поддержки преподавания курса «Концепции современного естествознания» (А.С. Чирцов) имеются: краткое учебное пособие на бумажном носителе, его доступный по сетям Интернет электронный аналог, мультимедийный сборник наглядных иллюстративных материалов, электронная система предварительного контроля преподавателем (и самими учащимися) качества усвоения материала. Электронные учебно-методические комплексы по общепрофессиональным дисциплинам (В.П. Довгун, В.Е. Авременко) состоят из программы— навигатора (выполняющей организационные и сервисные функции), электронного учебного пособия, автоматизированного лабораторного практикума, системы тестирования и контроля знаний. Авторы работы [119] наиболее полным считают комплекс, содержащий следующие компоненты: аннотацию к курсу, рабочую программу, руководство по изучению дисциплины, учебное пособие, практикум, тесты, справочник, электронную библиотеку курса. Примеры различных подходов к конструированию программно-методических комплексов можно продолжить. В педагогическом исследовании проблемы создания дидактического комплекса информационного обеспечения (ДКИО) учебной дисциплины П.И. Образцов обосновал необходимость следующих основных элементов: • рабочей программы, представленной в гипертекстовой структуре, • компьютеризованного учебника, в котором компьютерная часть представлена электронным конспектом лекций и электронным альбомом схем и наглядных пособий, • комплекта средств информационной поддержки учебной дисциплины (информационно-справочная система и электронный практикум в виде гипертекстовой структуры с учебными заданиями и практическими рекомендациями), • автоматизированной системы оценки и контроля знаний. По его мнению, ядром комплекса должен являться компьютеризованный учебник, как основной носитель научного содержания учебной дисциплины. С точки зрения материальной реализации предметной ОИС, предложенный П.И. Образцовым ДКИО функционально не полон -отсутствует компонент, позволяющий а) использовать его в корпоративных и глобальных сетях; б) позволяющий использовать образовательные ресурсы Интернет в составе комплекса. Необходимым шагом в развитии идеи инновационного УМК является включение Web-компонента в состав комплекса, что позволит интегрировать его в сетевую ОИС вуза и в последующие уровни информационно-образовательного пространства. Кроме того, в составе УМК необходимо представить такую мультимедийную составляющую как видеосопровождение преподавания дисциплины, с ее богатым арсеналом образных и выразительных средств. Фундаментальная роль математического (компьютерного) моделирования как научного метода познания и как средства решения задач управления и проектирования должна быть отражена (требование принципа наукосообразности) введением в состав комплекса практикума компьютерного моделирования. Поэтому, в качестве типовой инфраструктуры предметной образовательной информационной среды, удовлетворяющей педагогическим требованиям к совокупным свойствам системы (приведенным выше), нами предлагается следующая матричная модель (рис. 8). В ней каждый из элементов связан с другими многими информационными связями, что способствует устойчивости системы и ее информационной избыточности. Общая идея комплекса опирается на концепцию модульного построения электронных учебных пособий И.П. Норенкова.


Г
Электронный
конспект лекции



Практикум компьютерного моделирования

Электронное учебное пособие
Видео—
сопровождение
)

с
Система
тестирования
V )

г Л
Система
мониторинга
/

Рис. 8. Принципиальная схема информационных связей в матричной структуре ММ ПДК Представленный набор компонентов отвечает, на наш взгляд принципу минимально необходимого разнообразия, без которого невозможно построить функционально сложную систему, которой является образовательная информационная среда. Системообразующим ядром комплекса является электронный конспект лекций-презентаций: он сравнительно легко интегрирует в себе части других элементов (импорт в лекцию-презентацию Web-ресурсов, видеосопровождения, компьютерных лабораторных работ в режиме демонстраций, разделов электронного учебного пособия, контролирующих материалов). Этот компонент обеспечивает один из самых важных в высшей школе видов учебных занятий — обзорные лекции по дисциплине. Электронный конспект лекций (ЭКЛ) является специальным образом организованным медиатекстом большой информационной емкости. Он включает в себя текстовую составляющую и невербальную - статические и динамические многоцветные аудиовизуальные демонстрации, компьютерные, анимационные и виртуальные модели объектов различной природы, видеофрагменты в цифровом формате и так далее. ЭКЛ предназначен лектору и конструируется лектором при подготовке учебного процесса. В наиболее простом варианте ЭКЛ - это последовательность слайдов, подготовленных в стандартном редакторе MS Power Point. Предъявление записей и построение схем в ЭКЛ производится в том же временном темпе, что и при использовании преподавателем мела и доски, информация ЭКЛ воспроизводится на экране лекционной телевизионной системы или проецируется на экран с помощью видеопроектора. Электронное учебное пособие (или электронный учебник, или автоматизированная обучающая система) предназначен для обеспечения самостоятельной асинхронной работы в режиме «on ine» в локальной сети компьютерного класса и/или в режиме «offline» на персональном компьютере с использованием компакт-диска. Видеосопровождение дисциплины способствует развитию образно-предметного мышления и позволяет показать в записи производственные процессы, природные и техногенные явления, уникальные эксперименты и демонстрационные опыты крупным планом, «растянуть» во времени быстро протекающие процессы и так далее. В развивающих и воспитательных целях возможно использование фрагментов художественных фильмов. Практикум компьютерного моделирования формирует алгоритмическое и логическое мышление, позволяет имитировать и анализировать процессы, которые трудно (или опасно) воспроизводить в физической, химической или иной лаборатории. Именно здесь преимущественно формируется методология научного исследования и познания, закрепляется навык самостоятельного получения знаний, анализа результатов деятельности и прогноза их практического (в том числе -потребительского) применения. Наличие Web-компонента позволяет практически реализовать гибкую технологию обучения (flexible learning), в которой присутствуют как элементы традиционного контактного учебно-воспитательного процесса, так и элементы опосредствованного телекоммуникационной средой электронного обучения (e-learning). Web-компонент может быть персональной страницей преподавателя в Интернет, электронным полнотекстовым вариантом учебника или пособия в электронной библиотеке кафедры или вуза, сетевым учебным курсом. Система тестирования предназначена для входного, промежуточного и итогового контроля, ранжирования учащихся и/или определения уровней их индивидуальных учебных достижений. Система мониторинга должна быть направлена на установление динамики ценностно-смысловой и потребностно-мотивационной сферы, на анализ и оценку изменений в познавательной деятельности учащихся, на контроль сформированности учебных и профессиональных знаний, умений, навыков, на определение изменений в валеологических условиях учебного процесса. Относительная самостоятельность отдельных элементов позволяет модифицировать их автономно. Например, смена поколений практикума компьютерного моделирования или электронных учебных пособий может происходить автономно, после чего в электронный конспект лекции— презентации может быть вызвана любая часть как старого, так и нового компонента. Это свойство полезно с точки зрения эволюционного развития и обновления элементов и всего комплекса в целом. Информационная избыточность обеспечивает устойчивость работы системы: при выходе из строя одного из элементов его функции частично берут на себя другие составляющие. Приведенные на схеме компоненты являются основными и не исчерпывают многообразия электронных дидактических средств, которые могут быть интегрированы в ММ ПДК дисциплины. Матричное (модульное) построение комплекса обеспечивает открытость системы в плане дополнения структуры новыми элементами, например, системой поиска необходимых материалов или депозитарием графических или анимационных файлов, конструктора тестовых заданий и так далее. Научно-методической основой (в дополнение к базовым принципам, рассмотренным в разделе 2.1) конструирования программно-методических комплексов являются принципы: • соответствия содержания и формы ее представления, • целостности — все компоненты имеют согласованные дидактические цели, • комплексности — гарантирующего полноту функций системы в целом и возможность использования разнообразных средств и методов педагогического воздействия на личность обучаемого: вербальные, наглядные, практические, активные и интерактивные, проблемные, личностно деятельностные и другие, • относительной автономности компонент — локальные изменения в отдельно взятом элементе не требуют синхронных изменений в других элементах, • информационной избыточности, которая создается за счет возможности повторного использования учебной, справочной, научно-методической информации в составе различных компонентов, • мультимедийности — использования нескольких каналов восприятия информации и резервов образного, многомерного, структурно-кадрового и сценарного мышления, • модульности — обеспечивающей открытость системы к возможным дополнениям, • вариативности — возможности избирательного использования компонент в зависимости от индивидуальных предпочтений, • интегративности — возможности включения его в состав компонент ОИС более высокого уровня. Общими («сквозными» по терминологии B.C. Леднева) дидактическими функциями всех элементов МПМК являются: • информационная— предъявления содержания предметных, общенаучных, методологических знаний; • организующая — когнитивной и практической учебной деятельности; • стимулирующая— активную самостоятельную деятельность учащихся; • координирующая — различные виды учебно—познавательной, научно—исследовательской и проектной деятельности; • управляющая— познавательным процессом, переключения инструментальных и психических видов деятельности; • контрольно—корректирующая - мониторинга учебного процесса, уровня учебных достижений учащихся, коррекция хода учебно-воспитательного процесса; • коммуникативная — расширение сферы педагогического общения; • эстетическая — формирование гуманитарной и профессиональной культуры; • мотивирующая— самообразование и использование информационных технологий в повседневной жизнедеятельности. Контрольно-оценочная и коммуникативная функции могут быть преимущественно осуществлены отдельными подсистемами.
ПРОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Традиционный УМК дисциплины рабочая программа, технологическая карта, полиграфические издания и т.д. Дидактические и технические условия реализации МПДК мультимедиа - аудитории, компьютерные классы, компьютеризированные физические лаборатории, Web - серверы Интернет, медиатеки
Инновационный компонент Электронное учебное пособие Электронный конспект лекций - презентаций



Видео - курс лекции Видеотека преподавателя



Web —версия курса лекций Web—страница преподавателя



Компьютерный практикум по дисциплине Мониторинг качества учебного процесса



Система дидактических заданий на самостоятельную познавательную деятельность
Система программно -педагогических тестовых задании для определения уровня учебных достижений учащихся
Рис.9. Развернутая структура инновационного учебно— методического комплекса дисциплины В нашей работе мы, независимо от работ П.И. Образцова и практически одновременно, пришли к оценке роли инновационного
компонента в составе УМК естественнонаучной дисциплины, как целостной системы, в которой каждый элемент (электронная форма учебного материала) имеет свои дидактические свойства и функции. Развернутая схема структуры предлагаемого нами учебно-методического комплекса сопровождения естественнонаучной дисциплины и технических условий его реализации представлена на рис. 9. Основной подход к построению УМК заключался в том, чтобы обеспечить плодотворное и психологически безопасное построение педагогического процесса, в котором отношения, опосредствованные мультимедийными дидактическими средствами, не подавляют и не вытесняют живое взаимодействие преподавателя и студентов. На рис 9 условно разделены электронные формы учебных материалов предназначенных, преимущественно, для преподавателя и формы, используемые в самостоятельной познавательной деятельности студентами. Подчеркнем, что схема является концептуальной и оставляет свободу выбора конкретного программного обеспечения или мультимедийного средства для конструирования компонент комплекса. Механизм информационного взаимодействия комплекса с уровнем отдельных дидактических средств - это импорт учебной и другой информации с помощью персональных компьютеров и локальной сети. Взаимосвязь с внешней ОИС реализуется с помощью сервера и сети Интернет, электронной почты, персональной страницы преподавателя, передачи видеофильмов и компак-дисков с программными продуктами (электронными учебными пособиями, компьютерными практикумами, тестирующей программой). Средствами коммуникации служат персональные компьютеры, электронная почта, локальные сети кафедрального уровня, Интернет. Материальными носителями информации выступают полиграфические и электронные издания (компакт-диски, электронная библиотека), магнитная видеопленка. Из предлагаемой модели содержания и структуры инновационного учебно-методического комплекса дисциплины видно, что он является многофункциональным средством организации учебно-воспитательного процесса с помощью мультимедийных информационных технологий. Он позволяет гибкое использование преимуществ контактного и
опосредствованного информационной средой педагогического
взаимодействия преподавателя со студентами. С его помощью в учебном
процессе могут быть эффективно представлены все элементы содержания
дисциплины: информационно-познавательный, операционально—
деятельностный, эмоционально-ценностный, потребностью— мотивационный. Таким образом, предлагаемый мультимедийный программно-дидактический комплекс (ММ ПДК) может являться полноценной материализацией дисциплинарной образовательной информационной среды. Более подробно разработанный нами и используемый в учебном процессе ММ ПДК представлен в Главе 4. 2.9. Резюме главы 2 1. В табл. 2, на основании предшествующего обзора литературы, сопоставлены параметры новых информационных средств обучения в вузе. Как показывает сравнение данных табл. 2, большая часть электронных пособий может быть: • использована для перевода процесса обучение в режим самообучения; • использована, наряду с традиционными, в кейсовой технологии заочного обучения; • нет «панацеи», средства, которое решило бы все проблемы обучения «разом». Отсюда следует вывод о необходимости разработки всего спектра новых электронных форм и средств образовательной деятельности и о необходимости оптимального сочетания их с традиционными
компонентами учебного процесса при реализации различных форм образования в вузе, в том числе открытого образования. Таблица 1

Сопоставление новых средств образовательной деятельности

Средства образовательной деятельностиВозможность перевода в СПДСПрименение средств мультимедиаИзбыточная информативностьНаличие обратной связиВозможность сетевого примененияВключение в кейс — технологиюСебестоимость (отн. шкала)
Печатные издания учебных пособий+-———+1—2
Электронные издания+*——++2
Электронные учебные пособия и обучающие системы++*+++10
Практикумы компьютерного моделирования+*—*++5
Видеолекции+++**+4—8
Адаптивные системы тестирования+-—+++10
Лекции в специальной аудитории—+++*—3—4
Сетевой Web-курс++—*+*4—5


Примечание: 1. Знак * означает «возможно».

2. Себестоимость определена исходя из личного опыта автора и смет на производство учебных пособий в ИДО ТПУ. При этом в использовании информационных средств на первый план выступает такое их дидактическое свойство, как наглядное и образное предъявление информации (мультимедийность). Если при традиционном


обучении в вузе образное, метафорическое, эмоционально окрашенное мышление все время подавлялось рациональным, алгебраическим (О.А. Ильченко), то удачная визуализация с помощью электронных форм позволяет нивелировать этот недостаток. Эффективная и эффектная эргономическая визуализация способна заменить сложное, порой и неоднозначное текстовое описание объектов, понятий, образов, особенно при первичном использовании понятий из смежных предметных областей. Ассоциативность визуального восприятия позволяет легче переводить учебную дидактическую информацию в долговременную память, способствуя прочному ее усвоению, особенно в случаях плохо форма­лизуемых знаний. Именно здесь проявляется основное достоинство визуальной рецепции окружающего мира человеком- высокая скорость распознавания образов и информации. Как уже отмечалось нами, новые формы способствуют переходу от традиционной линейной, текстовой формы предоставления знаний к новой, объемной, более дискретно-структурированной форме, к визуальному многообразию. Они способствуют выработке и включению в понятийный аппарат сознания новой фрактальной методологии, переходу к мышлению теоретическими образами, использования многомерного, структурно-кадрового и сценарного мышления, адекватного современной жизни. Мультимедийные технологии позволяют создавать динамичные сюжетные процессы (в том числе, образовательные программы), с предоставлением пользователю интерактивного влияния на их развитие во времени. 2. В качестве типовой инфраструктуры дисциплинарной образовательной информационной среды, удовлетворяющей педагогическим требованиям к организации ОИС, нами предлагается матричная модель, в которой каждый из элементов связан с другими многими информационными связями, что способствует устойчивости системы и ее информационной избыточности. Предложенный набор компонентов отвечает, на наш взгляд экологическому принципу минимально необходимого разнообразия, без которого невозможно построить функционально сложную систему, которой является информационно—образовательная среда. Цель инновационного комплекса - повышение эффективности и прочности усвоения знаний и методологии его получения, улучшение качества образования специалистов. Проектируемый и реализуемый в реальном учебном процессе мультимедийный программно-дидактический комплекс должен удовлетворять следующим дидактическим требованиям : • научности обучения, доступности восприятия, наглядности и образности; • проблемности обучения, системности и последовательности; • активности и деятельности в процессе использования; • обеспечивать прочное усвоение знаний; • обеспечивать единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения; • обеспечивать адаптивность к исходному уровню и психико-личностным характеристикам пользователей; • способствовать индивидуальности и многоуровневости обучения; • обеспечивать интерактивность процесса овладения знаниями; • обеспечивать полноту дидактического цикла по комплексу функций; • обеспечивать вариативность и комплексность дидактических воздействий, разнообразия форм контроля и форм обратной связи; • обладать системностью и структурно-функциональной связанностью предоставляемого комплекса образовательных воздействий; • соответствовать высокой эстетичности, логической, фонетической и информационной культуре предоставления учебного материала. В конкретных применениях приведенная система требований определяет, в первую очередь, конструирование дисциплинарных ОИС. В большей части они справедливы и для разработки отдельных дидактических средств - электронных учебных пособий, компьютерных лабораторных работ, видеолекций, электронного конспекта лекций и электронных книг. 3. Исходя из представления ММ ПДК как фрактальной самоорганизующейся системы в процессе его проектирования и эволюционного введения в педагогический процесс следует выделить три характерные стадии. • На основе анализа дидактических возможностей мультимедийных средств проектируется и реализуется педагогически целесообразное включение модулей ММ ПДК (по отдельности или в соединениях) в сложившуюся в конкретном вузе организацию учебного процесса. Это может быть электронный конспект лекций-презентаций, мультимедийные компоненты которого затем могут быть использованы в составе электронного учебного пособия на компакт-диске или в сетевом варианте. Возможно создание, в первую очередь, электронного учебного пособия (учебника, АУК), который будет использован на лекциях, практических занятиях и в самостоятельной познавательной деятельности. • На базе принципов мультимедийности и интерактивности планомерно развивается методическое обеспечение появившихся дидактических средств, ставятся новые дидактические цели, для достижения которых обосновывается объем необходимого финансирования (разработка собственного и приобретение лицензионнго программного обеспечения, материальной части и др.). • Создается единая методическая система, конструируется и апробируется системообразующее ядро комплекса, оптимизируется его состав с учетом профессиональной направленности дисциплины и уровня развития пользователей, выделяются направления развития и модернизации компонент ММ ПДК, его включение в образовательную информационную среду вуза с учетом междисциплинарных связей и согласованных протоколов взаимодействия. В зависимости от приведенной последовательности в проектной деятельности преобладает либо восходящий принцип проектирования будущей системы, либо принцип фрактальной декомпозиции целей и задач, программного обеспечения и т. д.. 4. При использовании новых информационных технологий можно говорить об интенсификации процесса обучения, однако, следует также учитывать негативные последствия беспорядочного и бесконтрольного потребления информации через компьютерные сети. Здесь можно отметить: • возрастание доли пассивного потребления как рекламной, так и учебной информации, уход от реалий окружающей жизни, замена ее на виртуальную, социальная изоляция; • деформацию психики в сфере общения, нарушения устной речи, пренебрежение грамматикой и правильностью русского языка, общение на жаргоне в электронной переписке и чат-форумах; • большую нагрузку на зрение при восприятии текстовой и графической информации в проходящем с экрана свете, вместо отраженного от листа бумаги, трудность считывания больших фрагментов текста; • техностресс или явление «отдачи», выражающееся в сильнейшем утомлении после напряженной работы с компьютером; • отсутствие живого педагогического контакта с личностью учителя (известен педагогический постулат- «личность воспитывается личностью»). Перечисленные аспекты должны учитываться при разработке мультимедийного программно-дидактического и методического комплекса сопровождения учебных дисциплин.
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ МУЖТИМЕДИЙНЬГХ ТЕХНОЛОГИЙ Успешность и результативность профессионального образования в вузе зависят столько же от личностей преподавателей, сколько от тех дидактических средств, которыми они располагают и могут свободно распоряжаться. Представленный во второй главе ММ ПДК является системой дидактических средств, расширяющих методическую систему преподавателей вуза, служит средством организации и управления познавательной деятельности студентов со стороны преподавателя. Дидактические задачи выбора форм организации учебного процесса, средств обучения и методов обучения решаются в соответствии с отношениями двух сторон педагогического процесса (рис. 10).



Уровень достижений

Студент

4

Преподаватель

Learning

Рис. 10. Схема отношений участников образовательного процесса


В русском языке термины «учение» и «обучение» настолько созвучны, что иногда их невольно взаимозаменяют. В английском же языке эти термины (Learning, Teaching) отчетливо различимы, поэтому в последнее время в отечественной педагогической литературе используют термины «преподавание» и «учение». Относительная доля двух каналов получения учебной информации определяется условиями и формой организации учебного процесса. При дистанционном образовании доля самостоятельной работы студентов заметно выше (до соотношения 90% к 10%), чем при очном обучении, хотя и в открытом дистанционном образовании роль преподавателя (тьютора и его ассистентов) не следует преуменьшать. По каналу преподавания студенту предоставляется дидактически обработанный материал, и в российской высшей школе традиционно уделяется большое внимание дидактической основе педагогического процесса, разработкам методов и средств адаптации учебной и научной информации применительно к уровню восприятия и подготовки учащихся. В связи с тем, что процесс дидактической обработки прямо связан с личностью преподавателя, передаваемый по этому каналу информационный материал отчасти является так же передатчиком образа мысли преподавателя- ученику, имеет педагогический аспект. Этого аспекта не хватает альтернативному каналу учения (Learning). Результатом образовательной деятельности при любой форме образования является итоговый уровень достижений студента в процессе обучения. Избыточная информационная сложность человека, как самоорганизующейся системы, позволяет ему приспосабливаться к изменению внешних условий. Для достижения положительных результатов по каналу учения, он использует управление по обратной связи, которую можно назвать как внутреннюю. Внешняя (по отношению к студенту) обратная связь позволяет преподавателю управлять (в той или иной мере успешно) процессом обучения, принимать по результатам выходного контроля решения об изменении тактики и (или) стратегии взаимодействия с «объектом регулирования». При этом возможно определенное совершенствование внутренней обратной связи под воздействием внешнего педагогического воздействия, ведущего к развитию обучаемого, его способностей, к формированию навыков самообразования. Далее мы рассмотрим, где и в каких формах возможно директивное или виртуальное управление процессами познавательной и образовательной деятельности студентов. Отметим, что целью управления ставится повышение результативности и эффективности образовательной деятельности, и это достигается за счет:
• организации и совершенствования технологии учебного процесса (применения инновационных компонент ММ ПДК); • задания профессионально ориентированной траектории обучения и рациональным сочетанием видов учебной деятельности по конкретным дисциплинам; • оптимизации коллективных и индивидуальных видов деятельности при использовании ММ ПДК; • создания положительной мотивации к применению новых технологий; • мониторинга качества учебного процесса. Конкретизируя схему отношений, приведенную на рис. 10, Л.И. Долинер рассмотрел следующие варианты информационного взаимодействия участников педагогического процесса, включающего использование компьютерных дидактических средств (рис. 11).
Объекты

Субъект т

бСубъект Объекты

т W
\t


Субъект

НСредства Г~] икт sL

Субъект т 11 | | Средства ГП Si ИКТ hzL Объекты Щ ЕЕ ее Н

Средства р ИКТ
Субъект т л. Объекты 1$ И т Объекты Субъект Объекты щ
а

Средства ГП Г~] Средства I I икт eS. si. икт esL Средства ИКТ
Рис. 11. Модели управления учебным процессом при использовании средств ИКТ: а - лекция с обратной связью; б- лекция без обратной связи; в - диагностика; г - дистанционное обучение; д - инструмент преподавателя; е — инструмент учащегося. Вариант (а) предполагает использование средств ИКТ как инструмент реализации оперативной обратной связи с помощью средств ИКТ. В качестве примера можно привести чтение лекций в компьютеризированной аудитории с использованием ЭКЛ и оценкой реакции обучаемых на предъявляемый материал в ходе оперативного тестирования или анкетирования. Модель (б) иллюстрирует использование ИКТ как средства управления деятельностью учащегося как преподавателем, так и компьютером, но без обратной связи (например, использование ЭКЛ и видеофрагментов во время лекции). Модель (в) может быть рассмотрена как аналог компьютерных средств контроля результатов обучения и оперативная коррекция учебной деятельности учащихся с вмешательством педагога в их работу со средствами ИКТ. Модель (г) предполагает использование ИКТ как средства реализации части или полного цикла управления обучением. В качестве прототипа можно выделить дистанционное обучение во всех его проявлениях. Модель (д) предполагает использование компьютера преподавателем входе обучения как вспомогательного средства, не оказывающего непосредственного влияния на деятельность обучаемого. В качестве примера можно привести компьютерный журнал учета успеваемости и посещаемости, специализированную экспертную систему и т.п. И, наконец, модель (е) отражает ситуацию, в которой обучаемый взаимодействует одновременно как: с преподавателем, так и с компьютером. Примером в данном случае может служить организация преподавателем исследовательской деятельности учащихся на лабораторно-практических занятиях с использованием компьютерных моделей процессов или явлений. Управление и мониторинг качества образовательной деятельности требуют применения систем компьютерного тестирования и определения уровня учебных достижений студентов. Уровень достижений здесь понимается как эквивалент качества образования - определенного уровня знаний, умственного, физического и нравственного развития [71]. Если по результатам каждой компьютеризированной лекции, каждого практического занятия в компьютерном классе или выполнения в нем лабораторной работы каждый студент аттестован, то мониторинг «сам осуществляется». Педагогической задачей преподавателя тогда становится не только поддержка текущего уровня учебных достижений студентов, но и побуждение их к прогрессивному росту индивидуальных уровней возможностей, побуждение их к саморазвитию. Известен рецепт — необходимо так построить процесс обучения по преподаваемой дисциплине, чтобы студенту учиться было интересно. Интерес является специфическим мотивом культурной, профессиональной и познавательной деятельности, это мотив, который действует в силу эмоциональной привлекательности и осознанной значимости. У студентов первого курса в начале их обучения в вузе превалирует первый компонент интереса. Затем, по мере втягивания в учебу, в процесс удовлетворения первой составляющей интереса, формируется и осознанная значимость (для будущей профессии, для самоутверждения в коллективе и т. д.). При отсутствии эмоциональной привлекательности будет более или менее выраженное чувство долга (необходимости посещать занятия, выполнять индивидуальные задания и др.), но интереса к познавательной деятельности не будет. Коль скоро мы акцентируем свое внимание на новых учебных средствах, то и для них мы должны поставить первостепенной задачей создание эмоциональной привлекательности, вызывающей интерес у студентов, особенно - на младших курсах. Еще раз отметим, что современное поколение студентов выросло в новой культурной среде массовых увлечений, во многом со стереотипом восприятия окружающей действительности через призму шоу-бизнеса и развлекательных телепередач. С учетом этого, эмоциональная привлекательность для студентов может быть достигнута при использовании следующих приемов и средств подачи учебной информации.
Категория: Материалы к программам | Добавил: Жорж-Жан (21.08.2012)
Просмотров: 548 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz